....то, помолясь, приступим.
Определившись с тем, чего смотреть, я оказалась на распутье, как тот богатырь, перед которым, как известно, камень, а на камне надпись: "Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - голову сложишь, а прямо пойдёшь - никуда не дойдёшь, поелику о камень сей долбанешься". Как и полагается справной богатырше, легких путей я искать не стала, пошла прямо и предсказуемо долбанулась.
Первой была "Легенда о Коловрате". Я начала её смотреть, проплевалась и выключила на середине.
Под морем много.
читать дальшеПерво-наперво хочется сделать лирическое отступление. Фишка в том, что я не литератор, не литературовед и уж тем более не киновед. Я не могу претендовать на то, чтобы давать взвешенно-адекватную оценку и исчерпывающий разбор художественного произведения, я в этом сильно не копенгаген. Мой потолок - попытка описать личные впечатления, возможно - попытка что-то увидеть в том, как это сделано, возможно - попытка что-то проинтерпретировать. На этом всё.
Я понимаю, что сейчас для всех разумных людей я выступаю с позиции Капитана Очевидность, но, черт побери, для этого есть причина. Не иначе как потеряв остатки разума, после просмотра кин я ухитрилась почитать и посмотреть на них т. н. отзывы, и предо мной разверзлись бездны ада. Здравствуй, культурный шок, усугубленный тем, что прогресс не стоит на месте, и теперь любой заинтересованный пользователь может не только написать о своих впечатлениях, но и выложить видеорецензию на своем канале. Как хорошо, блин, было жить в лесу, на крайний случай - в башне из слоновой кости, и ничего не знать и ничего не видеть. Про особо впечатливших меня критиков я, видимо, накорябаю отдельный пост, а пока просто очень хочется откреститься от позиции: "Мне понравилось - значит, фильм хороший, мне не понравилось - значит, фильм плохой". Ни хрена это ничего не значит, зависимость тут не линейная, а вовсе даже странными путями ходящая и странными же причинами обусловленная, но об этом позже.
Я не очень хорошо учила в школе историю, но кое-что всё-таки помню. А ещё, на свою беду, Карамзина читала в подлиннике , поэтому предположить, о чем будет это кино, было не трудно. Ну да, монголо-татарское нашествие, хан Батый, все дела. На Руси время феодальной раздробленности, про монголов пока никто толком ничего не знает, они приходят считай из ниоткуда с войском в 120 - 300 тысяч человек (по разным оценкам, ясное дело, кто-то называет цифру и 500 тысяч), и первой под удар попадает Рязань. Монголы сначала разбивают рязанское войско на границе княжества, а потом осаждают город. "И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели". После нескольких дней боев (3-5-7, опять же по разным источникам), Рязань, а это было большое, отлично укрепленное поселение, была полностью разрушена и сожжена, а жители перебиты. И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили. Не осталось там ни стонущего, ни плачущего: ни отца и матери по детям, ни ребёнка по отцу и по матери, ни брата по брату, ни по родным, но все вместе мёртвыми лежали. После пожара город так и не восстановился. Цитаты, если что - из "Повести о разорении Рязани Батыем", где, собственно, и рассказывается о легендарном герое Евпатии Коловрате. Во время самой осады в городе его не было, но вернувшись и застав только пепелище, он собрал отряд в полторы тысячи уцелевших человек из окрестных сёл плюс-минус лапоть и отправился мстить захватчикам.
Вообще, отечественная история того периода такова, что при правильном подходе хваленая "Игра престолов" будет нервно всхлипывать в углу от зависти. У меня всё в порядке с воображением, по крайней мере, предполагаемый масштаб истории и общее настроение, ужасы осады и многосуточной битвы, а также объемы прилагающегося героизма и патриотизма я вообразить могу. Больше того, я люблю героизм, да и патриотизм в этом раскладе не просто в тему, а очень в тему (где ж ему проявляться в полной мере и максимально естественно, как не в историях, когда враг стоит у ворот, м?). А еще я Зака Снайдера смотрела, с его «300», хе-хе В общем, я уже успела кое-что попредвкушать, но, как оказалось, зря я это сделала. На масштабные сражения, видимо, не хватило денег, а на все остальное... ну, не могу знать точно, чего именно не хватило, ибо выше см. лирическое отступление номер раз, однако есть подозрение, что ума и таланта. Такое вот у меня имхо.
Впрочем, тут нужно лирическое отступление номер два. Жизненный опыт еще со времен "Хоббита" мне подсказывает, что зрительские ожидания - штука очень и очень коварная. Потому что они чаще всего не сбываются. Потому что они, что сцуко характерно, и не обязаны сбываться, ведь у создателей кино или книжки будет по-любому свое представление о прекрасном и правильном. И еще потому, что сам факт их наличия очень мешает посмотреть на кино (или книжку) по возможности непредвзято, и, возможно, откопать там брильянт. Ну или хотя бы мелкий жемчуг. Повторюсь, я про этот эффект знаю, и стараюсь своим ожиданиям не поддаваться. Правда стараюсь. Потому что см. выше. Но и тут на старуху нашлась управа, потому что есть еще одно жирное «но». Триггеры. Ну, то есть это я такое называю триггерами, а кто-то, может, и по-другому назовёт, но фишка в том, что фильма (или книжка) может не зайти читателю-зрителю просто потому, что самый, в общем-то, невинный эпизод нечаянно и внезапно может наступить клиенту на нежное, после чего придет ожидаемая или, наоборот, неожиданная ответочка. И в этом случае факт наличия или отсутствия ожиданий вообще идет лесом, потому что в дело вступают совсем другие механизмы. До недавнего времени я считала себя человеком с крепкими нервами, но, видимо, Бобик подызносился
В общем, ближе к делу. В первом эпизоде фильма нам показали, как мелкий Коловратик просится в дружину, демонстрируя умение крутить «мельницу» двумя палками. Вокруг при этом ослепительная золотая осень, всё мультяшно-красивое и мультяшно же неестественное. Коловратика в дружину предсказуемо не берут, ибо мал еще, но тут мультяшно-красивых дружинников окружают мультяшно-страшные степные ниндзя и крошат в мелкий винегрет. Коловратику прилетает по голове, после чего он с воплем просыпается привязанным к кровати, лет ему на полтора десятка поболее, а рядом стоит неприлично счастливая и улыбающаяся до ушей девица, которая и сообщает ему, что рана давно зажила, дом этот – его собственный дом, а она, девица то есть, - его собственная, коловратова, жена а так же в анамнезе двое детей и большая любовь. И что Коловратик служит десятником у князя рязанского, но вот беда: каждое утро нафиг забывает, что и кто вокруг и сколько ему лет, а жена ему каждый раз исправно обо всём докладывает, чтобы, значит, наш герой в реальности не потерялся. на этом месте меня посетила лёгкая оторопь на почве сочувствия к девице, то бишь жене, явно поехавшей крышей от такой расчудесненькой жизни Потом Коловратик наш некоторое время бродит по Рязани и опытным путём выясняет, кто здесь князь (князь при этом разговаривает с ним, как с нормальным человеком, вопросы задает, в ответ на которые наш герой мычит нечто невразумительное). Потом таким же манером добредает до места, где тренируется его десяток (такой же мультяшный, как дружина в первом эпизоде), достает современного вида книжечку, в которой описаны и обрисованы групповые приемы, кои надо отрабатывать, и дает команду. Десяток в ответ красиво делает выпады и перестроения, бабы на них любуются, а наш герой стоит с охреневшим видом, и понятно, что действительно не помнит он нифига – ни названия приемов, ни их содержания. зато командует и учит, доо; примерно как мы в нашей школе Дальше больше. Коловратик возвращается домой, где по-прежнему улыбающаяся до ушей жена, радостно напевая, сначала месит тесто, а потом быстренько раздевается, предвкушая исполнение супружеского долга. И что сцуко характерно, не перестает до при этом до ушей улыбаться. Видимо потому, что Коловратик, по её словам, каждый день ей в любви признаётся, т. к. забывает, что накануне уже это делал. И свистульку каждый день ей вырезает по той же причине. И свистулек этих у жены уже целый сундучок накопился, а она всё равно их бережно хранит и не выбрасывает. На этом месте мои подозрения о сумасшествии бедной женщины начали перерастать в уверенность (потому что в сухом остатке этот сюжет – хорошая основа для полноценного триллера, хоть в исторических декорациях, хоть в современных, и в целом мои чувства от лицезрения постоянно улыбающейся девицы хорошо описывает этот смайлик , да и у Коловратика, если по его роже судить, ощущения были сходные), а в изрядно офигевшем мозгу сформулировлся вопрос, который так висел потом мысленной картинкой поперек экрана. Вопрос это сначала звучал как «Что. Это. Нахрен. Было?», а потом трансформировался в «Нахрена. Было. Всё. Это?», но никакой ответ на него я придумать не успела, потому что далее воспоследовала сцена крестин в церкви, где соседский брянский князь попенял нашему князю рязанскому, что Коловрат у него до сих пор в десятниках ходит, а вот во Брянске его бы непременно воеводой бы сделали…
И вот тут, господа, сработал тот самый триггер. Потому что мои представления об историчности предельно примитивны, разумеется, но принцип выживания общины, находящейся в стесненных обстоятельствах я знаю не понаслышке, а вовсе даже на собственном опыте. потому что община вечна и бесконечна, ага И то, как в такой общине закатывают под плинтус тех, кто отличается от общинных представлений о «нормальном человеке»ТМ, я тоже видела очень, очень хорошо. Простите, но в реальном мире карьера Коловратика развивалась бы только в одном направлении – в сторону тусовки местных юродивых, и пусть еще спасибо скажет, если кто пожалеет убогенького. В общем, жизненный опыт страшная штука, его даже лубочно-сказочной картинкой и юмористическими эпизодами, которые в фильме тоже есть, не перешибешь а жаль
Впрочем, объяснение этому трэшу у меня появилось как только я перестала бегать по стенам и продышалась в пакетик . Ну то есть, как объяснение... гипотеза.
[Начало сеанса саморазоблачения] Я товарищи, давно и с удовольствием читаю феминисток. Я и сама своего рода феминистка Я знаю, что их многие не любят, и сильно подозреваю, что это из-за того, что феминистки режут правду-матку только в путь, и эта правда многим глаза колет (впрочем, у этой нелюбви могут быть и совсем другие причины, не спорю). И вот как раз у кого-то из феминисток мне попадалось рассуждение о том, что ключевая характеристика многих современных мужчин - это мечта о Теплой Молочной Сисе, которую должна им предоставить, разумеется, правильная паприродная женщина, и вот когда она её предоставит (со всеми прилагающимися благами и плюшками в виде заботы, безусловного принятия, большой половой любви и исправного домашнего хозяйства), вот тогда в жизни мужчины наступит огромное паприродное счастье. [Конец сеанса саморазоблачения, спасибо за внимание]
Так вот, товарищи, в данном конкретном эпизоде мне чудится мечта о Теплой Молочной Сисе, обретшая идеальное воплощение. Как бы: забота со стороны правильной паприродной женщины - есть, безусловное принятие - есть, исправное хозяйство при муже-инвалиде - есть, и даже большая половая любовь наличествует. Более того, Тёплая Сися расширяется до пределов целой вселенной всего общества, потому как и князья (оба-два) также безусловно принимают бедолагу-инвалида, причем и как советчика, и как военачальника видать, более достойных не нашлось в обоих княжествах И даже просится предположение, что показано всё это для того, чтоб ясно стало зрителю, какое большое паприродное счастье было у Евпатия, пока не пришёл злой Батый и всё не испортил. Чтобы, значит, была причина Батыю мстить. Лопни мои глаза, почему оно всё такое беспомощное, и почему то, что я испытываю, так похоже на испанский стыд, а? Какое это всё имеет отношение к теме героизма, причем тут Рязань, какие средние века с их суровыми нравами? Ментальность хипстера 21 века рулит forever …мда. В общем, это, повторюсь, гипотеза. В общем, кроме всего прочего, это еще и личная интерпретация. Но, так или иначе, личное мое впечатление этими эпизодами было, считай, непоправимо испорчено потому что опять во всём феминистки виноваты, да, и ведь не поспоришь
Самое смешное здесь то, что тема инвалидности вообще-то героизму не помеха, Мария Семёнова, например, прекрасно в это умеет (это из современных и узнаваемых), и Борис Полевой умел, и много кто ещё. И да, такая вот интерпретация легенды, что был, мол, там-тогда субтильный хлюпик, больной на всю голову, но, когда пришла беда на родную землю, собрался, _превозмог_ и вошёл в историю как могучий воин, который врагов убивал десятками и целую армию против него пришлось направить, чтобы убить, - ну, с моей точки зрения вообще так себе идея, и не знаю насколько это классно бы удалось снять, но это было бы, по крайней мере, оригинально (представьте для сравнения Геракла в центре такого сюжета, ага). Насколько это осмысленно – это другой вопрос, потому что в сюжете о татаро-монгольском нашествии и без того полно всякого, что пришлось бы превозмогать даже самому могучему человеку и с этим превозмоганием, так-то, не каждый здоровый справится, так что можно не усугублять Но Коловрату с его авторами в этом вопросе явно не повезло, поскольку дальше эта его ментальная инвалидность сюжетообразующей не является, _превозмогать_ ему в себе оказалось особо и нечего, а потому вопрос "нахрена всё это было?" так и повисает в воздухе.
Ах да, к вопросу о том, почему "Коловратик". А потому что вот:
(продолжение истории про жрущих кактус мышей - будет)