читать дальшеПока в церкви крестили младенчика (а Коловратик был крёстным папой), к Рязани пришла орда и встала ровным компьютерным строем до горизонта. Рязанцы высыпали куда-то на стены на неё посмотреть, и тут прозвучала лучшая шутка за весь фильм (а были и другие, там, к слову, вообще юморных моментов хватает, насколько уж уместных - вопрос отдельный): "Кто ж их всех хоронить-то будет?". Это было как минимум прикольно, и я уже успела порадоваться, но увы - малое время спустя выяснилось, что шутка была спёрта у Гоблина, так что и здесь создатели фильма... гм, ну пусть будет - облажались.
Дальше больше. К ордынцам собирают посольство, в которое должен войти княжич Фёдор, поэтому князь идёт домой к Коловратику, чтобы просить его с посольством поехать, а то, мол, Фёдор
Чуть позже зрителя ждёт порция натурального эстетического оргазма. Такого вот:
Знаете, что это за чудо чудное в центре с синими бусиками, аццкой подводкой и странным макияжем на висках? Красава, ага. Это, ребята, Батый.
Ханша Батый(с) встречает в орде посольство в своём шатре, сидя на горе подушек. А когда послы начинают угощаться, спрыгивает с этих подушек и с детской непосредственностью начинает то за волосы их трогать, то через плечо заглядывать.
Однако, забегая вперёд, должна сказать, что во время второй попытки посмотреть это кино хан Батый оказался, как по мне, самым интересным персонажем за весь фильм. В какой-то момент я поймала себя на том, что сочувствую ему больше, чем Коловрату с рязанцами, потому что его чувства по отношению к дурацкой истории, в которую он влип, а так же (это главное) к его полководцу Субэдэю, логичны, просты и по-человечески понятны. Чего я совершенно не могу сказать о прочих фигурантах этого дела.
Тем не менее, с первого раза ханша Батый(с) в роли Ксеркса оказалась контрольным в голову. Мозг решил, что с него нафиг этого довольно и потребовал выключить безобразие, что я и сделала,
А далее вслед за эстетическим оргазмом пришёл черед топографического кретинизма. Орда стояла так, что со стен Рязани было видно её, а с места стоянки орды было видно, соответственно, Рязань. Посольство же, вырвавшись на волю, то ли оказалось по другую сторону орды, то ли вообще выпало в параллельный мир, потому что они сначала а) долго плутали по лесам во время метели, а потом б) проспали в какой-то в пещере до утра. За это время Батый успел а) захватить и сжечь Рязань, б) увести орду в неизвестном направлении так, что от них ни следа не осталось
Вообще конечно, по здравом размышлении, приходится признать, что это нифига не историческое кино. Это вольная фантазия на тему, сохранившая, тем не менее, ключевые точки сюжета: приход орды, посольство, осада, партизанская война, уничтожение отряда Коловрата с помощью камнемётов. Наверное, это можно назвать сказкой. Возможно, с горем пополам, это можно обозвать фэнтези, хотя на мой вкус от фэнтези здесь только похожий на зомби медведь, которого привёл монах, которого рязанцы встретили в пещере, в которой они ночевали
Почему так? А вот почему.
Если немного покопаться хотя бы в том же образце героического кино - фильме "300" Зака Снайдера, то можно обнаружить, например. такой момент: героический царь Леонид потому и герой, что является а) образчиком результатов спартанского воспитания (очень подходящего для героев в принципе) и б) выдающейся личностью. Это вообще-то нормально для героя - быть выдающейся личностью Казалось бы - вы делаете Коловрата героем, так покажите его человеком, оправдывающим сие высокое звание. Однако всю первую треть фильма Коловрат только и делает, что тупит, а вся его "выдающесть" заключается в том, что а) вокруг него прыгает и с ним нянчится его жена и б) два князя из-за него едва не поцапались. Сам Коловрат для подтверждения своих личностных качеств не делает ничего, "мельница", которую он в детстве крутил, не в счёт. И для того, чтобы данным героем проникнуться, этого категорически, нет, даже так - КАТЕГОРИЧЕСКИ недостаточно, потому что герой, блин, должен быть субъектным, деятельным и проактивным, у него, блин, должна быть позиция, своя точка зрения на происходящее и свои в этом происходящем интересы, совпадающие в нашем героическом раскладе с интересами страны, народа, etc (господи, да это признак даже не героя, а просто хорошо сделанного персонажа, о чём это я...)
Дальше больше. У царя Леонида вообще-то жена была, которая тоже показана истинной спартанкой, и на которой чуть ли не половина фильма держится, и которая - прикольно, да? - тоже абсолютно субъектна, деятельна и проактивна, хотя и на своём поле. В нашем же распрекрасном кино женских персонажей, не побоюсь этого слова, нет. Вместо женских персонажей здесь пачка стереотипных представлений "о женщине и её поведении в разных ситуациях". Жена должна быть рядом с мужем счастлива от одного его присутствия и ловить кайф от домашнего хозяйства, она не может устать от того, что уже 13 лет каждый день начинается одинаково, и ей надо подрываться, чтобы привести в порядок мужнину голову. Служанка должна быть миленькая, молоденькая и глупенькая, а ещё влюблённая в своего барина (и не может злиться на него, например за то, что он самодур, но всё равно делать свою работу, и уж тем более она не может оказаться некрасивой и толстой бабёнкой средних лет ). Служанка будет исправно мёрзнуть в лесу, чтобы Коловрат отдал ей свой полушубок, будет бояться ордынцев, чтобы контрастировать с бравыми военами (бабы же всего боятся, это все знают, а ещё можно напугать её тем, что "монголы девок с чесноком едят"(с), она начнёт бояться ещё сильнее, это же так смешно), будет будить Коловрата и рассказывать о прошедших событиях после пробуждения и, что сцуко характерно, провалит это дело, а потом будет по-детски трогательно рыдать, чтобы её утешали. Всей её субъектности хватит только на то, чтобы наврать Коловрату, что она - его жена, на почве большой любви, но и тут её ждёт облом - Коловрат жену, оказывается, помнит. Ах да - ещё она будет молиться Богородице под алой рябиной и просить "вернуть всё взад, чтобы войны не было". (Видимо, на этом месте я должна была растрогаться, но я злая и чёрствая тётка, я могу растрогаться только в финале "13 воина", когда там учёный араб молился вместе с викингами: "Пред собой я вижу отца своего, вижу мать, сестёр и братьев своих, они зовут меня в Вальхаллу, где храбрые воины будут жить вечно", ну или в "300", когда спартанская царица провожала своего царя на войну словами "Спартанец! Возвращайся со щитом или на щите!").
Кстати. Я, кажется, поняла, для чего в сюжете потребовалась эта дурацкая амнезия. Чтобы женским, прости господи, "персонажам" было чем заняться, и был обоснуй для присутствия в отряде партизан девицы
Ещё один существенный момент выбесил меня уже практически до белых глаз. Захват Рязани в фильме показали - фрагментами, с избытком компьютерной графики, но всё же показали. Так вот, по большей части в этих эпизодах жители города ведут себя как бараны на бойне. Ну то есть, монголы прошли через них почти как меч сквозь масло. Немудрено, вообще-то, при суперэффективном мужике Батые.
Ну и мелкими брызгами: полуторатысячное войско Коловрата подменяется двумя десятками бойцов
И весь вот этот винегрет таки талантливо впихнут внутрь вполне каноничной внешне истории про Рязань, Батыя и Коловрата.
Итого, товарищи, получается забавная картинка. По всем признакам у нас, вроде бы, должна быть героическая история, и это как конь под седлом: узнаваемый контур - передняя лука, задняя лука, четыре ноги, а также головной и хвостовой конец. Ну и сам конь - "тело" истории, составленное из героев, их поступков и их отношений с собой, другими героями, миром. Бери того коня, садись и с удовольствием ехай. Здесь же, в "Легенде о Коловрате", у нас тоже есть передняя и задняя луки, голова с хвостом и четыре ноги (сюжетные вехи), вот только под седлом коза. Брать можно, сесть можно, но далеко не уедешь.
Обыдно.