Феаноринг по жизни
Итак, договорившись, герой и его волшебный помощник отправляются вызволять жену и ребёнка героя. Держит их при этом вместе только добровольное исполнение принесённой клятвы одним, и острая потребность в проводнике со стороны второго, а так-то они мало того, что не любят друг друга, так ещё и являются, считай, друг другу полной противоположностью:
читать дальшеЛютобор - русич и христианин, Куница - скиф и язычник, Лютобору где-то под сороковник, Куница раза в два моложе, Лютобор - приличный гражданин, Куница -упырь уголовник гопник, а если по внешнему виду судить, так ещё и панк неформал и маргинал, в общем
, Лютобор по сути своей защитник - своей семьи, своего князя, да и вообще всех, кто в этом нуждается, Куница - профессиональный душегуб и убийца. Классика жанра, именуемого buddy cop, о двух врагах-напарниках, наложившаяся на другую классику - road movie, фильмы о совместном путешествии куда ни глянь, всё такое вкусное. По всем канонам, начав со взаимной неприязни, а потом пройдя через череду совместных испытаний, они должны будут в конце концов подружиться. Так оно вскоре и будет, но пока различия лезут изо всех щелей, а взаимное сходство никак не нащупывается. Ситуация усугубляется еще и тем, что это не сериал, а довольно коротенький (по современным меркам фильм), в который и так напихали всего, начиная с экспозиции, занявшей треть экранного времени, поэтому вместе им предстоит пережить всего три приключенческих эпизода. Впрочем, этим двум товарищам и этого хватит.
Первым эпизодом стала ночная встреча с купцом, который знает Лютобора (поверхностно, впрочем; Лютобор его, такое ощущение, что вообще не помнит). Знает, собственно, с той стороны, что его, лютоборов в смысле, отец на княжеском суде за этого купца поручился. Кроме того, купец знает, что Лютобор в розыске, а за его голову назначена такая награда, за которую "отец сына родного продать может"(с). Однако купец обещает Лютобора не выдавать, а также накормить (напоить, спать уложить - я ж говорила, что это сказка
) и снабдить поутру лошадьми. Отлично всё складывается (особенно для Куницы, который, по ходу дел, всё это время сидел в порубе без еды). Однако утром Лютобор просыпается и обнаруживает, что его новоиспечённый волшебный помощник уже начал отрабатывать свой договор - разумеется, теми волшебными средствами и методами, в которые умеет и к которым привык. Иначе говоря, Куница за ночь успел перерезать всех добрых спутников купца ("как хорёк, попавший в курятник"(с), в очередной раз подтвердив своё прозвище, а также маргинальность и эффективность), и вокруг лежат одни трупы, а также сам купец пока ещё живой. Повторно охреневший Лютобор ещё немного, и состояние охренения у боярина станет перманентным хватается теперь уже не за нож, а за меч, и снова пытается выяснить, что это за фигня была, и не пора ли этого, мать его за ногу, волшебного помощника зарубить как бешеную собаку, пока он ещё каких дел не наделал. В ответ на это Куница а) в свою очередь хватается за нож, которым разжился ночью (см. картинку из предыдущего поста), б) объясняет, что купец собирался отослать гонца к князю, чтобы получить награду за глупую лютоборову голову в) обижается на то, что Лютобор не оценил его старания, а вместо этого обозвал "зверем" и "нелюдем"
Впрочем, чуть позже он встанет в позу и демонстративно согласится с тем, что он зверь, потому что Лютобор опять начнёт его за это пилить, а пока слово передают купцу, который и признаётся, что да, хотел продать Лютобора князю, потому что "попутал бес и корысть заела", а также просит его не убивать. На этом месте наивный Лютобор, действительно считавший, что купец с попутчиками его "добром встретили"(с), разочарованно отворачивается, а подтвердивший таким образом обоснованность своих действий Куница добивает и купца тоже. Прекрасное начало дня.
Комментарий номер раз.
Интересно то, что убиенного купца (это уже второй с начала фильма, опасная профессия, однако...) и его спутников нам показывают, начиная с их разговора о вере, из коего выясняется, что купец, вообще-то, христианин. Христианин, правда, довольно странногои несовременного толка - запросто предлагает своему спутнику его покрестить, хотя сам не священник. Ну и, как водится, с удовольствием рассуждает о блаженстве на небесах, которое ждёт таких смиренных людей, как он. NB - имя Иисуса за весь фильм не назвали ни разу, бога своего здешние христиане называют "распятым богом", и сходство с нашими здешними культами проявляется только в том, что Лютобор носит нательный крест. Тем не менее, когда дело дошло до получения награды за сына человека, сделавшего ему добро, рука у купца не дрогнула. Кто сказал - Иуда? Князь, предлагавший себя в крёстные отцы юному лютоборичу, тоже, получается, христианин, и тоже ведёт себя совсем не по-христиански по отношению к своему соратнику, который, на минуточку, в самом начале фильма ему жизнь спас, от наёмных убийц чуть ли не собой заслонив (да, был ещё и такой эпизод, я его просто не описывала). Незавидная судьба у Лютобора - единоверцы, да и просто люди, на хорошее отношение которых он вполне мог бы рассчитывать, раз за разом его предают, а убийца и язычник, "нелюдь" по сути, который ему, считай, никто, ведёт себя на удивление честно или, как минимум, последовательно. Забегая вперёд, сразу можно сказать, что он и дальше будет раз за разом спасать Лютобора от многочисленных врагов и недругов. Как в сказке, так и в жизни - всё, блин, не то, чем кажется. Так что, Куница прав оказывается, когда сердито заявляет: "Плохо ты знаешь людей, Лютобор. И нелюдей". Впрочем, ему-то как раз таким заявлениями разбрасываться можно - он и сам людей знает явно не с самой лучшей стороны, см. первый пост, и в целом образ жизни наёмного убийцы всяко способствует приобретению богатого жизненного опыта... Ну а зрителю можно сделать для себя вывод, что христианство в данном фильме пропагандироваться явно не будет.
Комментарий номер два.
На этом месте хорошо видно ещё один признак если и не хорошего, так хорошо сделанного фильма - внимание к мелким деталям. Убиенный купец и его спутники до встречи с Лютобором разбили вполне уютный лагерь и вовсю кашеварили, а кроме того, жарили на вертеле некоего зверя... Зверя и зверя, нормального такого, размером с собаку, чтобы на всех хватило. Вот только в какой-то момент у зверя обнаружился длинный лысый хвост, заставивший меня поперхнуться кофием и возопить в пространство:"Кто бросил валенок на пульт?!" "Кто догадался насадить на вертел крысу-мутанта?" Два чая юмористу!
И в каком тогда времени, а также в какой Вселенной в этом случае на самом деле происходит действие фильма? В каком угодно, и в какой угодно, смело можно на это ответить. И, таким образом, то самое смешение деталей и признаков разных времён по мере развития сюжета, по которому только ленивый не проехался, оказывается вовсе не доказательством безграмотности режиссёра и сценариста, а той самой фишкой, про которую раньше важно говорили, что это не баг, а фича, Иными словами, любители порассуждать о несоответствии "Скифа" историческим реалиям могут смело свернуть своё мнение в трубочку и засунуть куда подальше. Соответствовать тут в принципе нечему, это действительно, как сказал режиссёр в одном из интервью, может быть хоть постапокалипсис...
Комментарий номер три. Ещё про детали.
Однозначно могу сказать, что тема "зверя" в человеческом облике в этом фильме будет обыгрываться долго и основательно, так что и Лютобор не зря костерит Куницу почем зря, обзывая "зверем" и "нелюдем", и Куница не просто так носит звериное прозвищеи местами косплеит звериные повадки. И что сцуко характерно, этот момент снова находит отражение в несущественных, вроде бы, деталях, которые складываются, тем не менее, в общую объемную картину. В частности, у Куницы совершенно нечеловеческие жёлтые глаза, вот тут их неплохо видно:
И чтобы народ не подумал, что онправда упырь один такой, добавлю ещё изображения его соплеменников:

и

Ну и в вопросе историзма данного кино этот момент ставит жирную точку, потому как я, конечно, не очень опытный биолог и на сто процентов не поручусь, однако всё же не знаю о существовании мутации, способной обеспечить подобный фенотипический признак целому племени
После первого эпизода события начинают разворачиваться быстро. Пока путешественники пробираются по лесу на тех самых лошадях, которых им обещал купецне пропадать же добру, их настигает отряд степняков-половцев во главе с сыном степного хана. Как я уже говорила, у Лютобора с ним были тёрки, они даже повыясняли отношения в бодрой возне и перетягивании каната ("по-степному"(с, князь)), но, поскольку Лютобор в этом состязании честно победил, ханский сын остался крайне недоволен результатом, успел по горячим следам слегка порезать Лютобора ножичком, а после "отравления" князя, разумеется, взял свою дружину и поскакал Лютобора ловить не столько ради награды, сколько ради того, чтобы поквитаться. Итого второе приключение приходит незвано-непрошено. Сначала Лютобор и Куница пытаются оторваться и отстреляться (стреляет по большей части Куница), однако степняков много и стрелять они тоже умеют, так что в какой-то момент Куница катится кувырком с раненой лошади и на некоторое время теряет ориентацию в пространстве. На этом месте Лютобор, пять минут назад выговаривавший Кунице за то, что его, зверя, непонятно как земля носит за его злодейства, поворачивает назад, чтобы перед носом у настигающих степняков спешиться и подобрать невезучего напарника (я уже говорила, что он хороший мужик, да?). Но тут не везёт уже Лютобору, которого ранят стрелой в ногу, и... слегка оклемавшийся Куница берёт дело в свои руки и начинает рулить ситуацией. Вдвоём они быстро сваливают с натоптанной тропы куда-то вниз по скалам и осыпям, после чего Куница без предупреждения оставляет Лютобора ковылять дальше, а сам опять идёт отрабатывать роль волшебного помощника потому что в такой страшной сказке без него и в самом деле никуда. На шесть с плюсом в этот раз отрабатывает - подкарауливает рассыпавшихся по лесу во время погони степняков небольшими группами по два-три человека и быстро и эффективно пускает их в расход, пока последние четверо во главе с ханским сынком не догоняют таки Лютобора, дохромавшего до обрыва, откуда пути дальше нет. Казалось бы, тут опять самое время сказке закончиться, но фишка в том, что полностью за Ивана-царевича всю работу только Василиса Премудрая делала потому что баба, да и то, в конце концов Ивану тоже пришлось попотеть. Лютобор в отличие от Ивана нормальный мужик герой и от драки не бегает, неважно, со стрелой в ноге или нет, с помощником или без него. Он разворачивается, и принимает бой, а точнее - поединок с ханским сыном, у которого руки чешутся отомстить за свое недавнее унижение (причём собственноручно, а то мог бы дать своим спутникам команду расстрелять супостата, да и всё). Ну, что сказать... зря ханский сын это затеял. Лютобор и в первый раз, здоровый и без меча, сильнее был, и во второй раз, раненый, зато вооружённый, да притом настроенный не в игры играть, а драться всерьёз, сильнее оказался. Так что ханский сын был весьма брутально порублен на части, после чего упал с того самого обрыва, перед которым и происходил поединок. Поглядев на это безобразие, сообщники убиенного предсказуемо достают оружие и направляются к Лютобору делать секир-башка, но тут - сюрприз! - один из них снимает глухой шлем и оказывается Куницей, который успел переодеться в одежду одного из степняков и, соответственно, таким образом замаскироваться. Ну и дальше Куница в своей суперэффективной манере заканчивает схватку за Лютобора, убив троих оставшихся супротивников и фига с два его на этом поле даже Лютобор переплюнет. Впрочем, боевые навыки Лютобора Куница оценил весьма высоко, тут же их и прокомментировав: "Хороший бой, боярин", и вот прямо по его лицу было видно в этот момент, что он теперь на Лютобора смотрит другими глазами. Видать всё, что раньше было, совершенно данного эффективного товарища не впечатляло, что не удивительно, потому что была, собственно, на его глазах, только схватка-состязание с ханским сынком в лютоборовой усадьбе, та, которая без оружия, да в непосредственном уже их столкновении две попытки Куницы Лютобора задушить (одна из них во время похищения жены и ребёнка), и оба раза внешняя сила не давала Кунице довести дело до конца, а вовсе не лютоборов героизм. Да, ещё Лютобор связанного Куницу за собой на верёвке таскал, что совсем уже не в счёт, и стража перунова капища зарубил, но и в этом деле ему Куница изрядно помог. Впрочем, Лютобор в одобрении "зверёныша", про которого он уже успел подумать, что тот его бросил, не очень-то нуждается, и это хорошо, потому что сохраняет субъектность и независимость и этого героя тоже
. С другой стороны, не понимать, что Куница его фактически спас, и смог это сделать именно потому, что является "зверем" и "нелюдем", Лютобор не может тоже, так что всё между ними по-прежнему сложно. Ну, зато взаимное сходство начинает вытанцовываться
Засим герои отправляются передохнуть и подлечиться, а я иду писать следующую серию.
Продолжение следует.
читать дальшеЛютобор - русич и христианин, Куница - скиф и язычник, Лютобору где-то под сороковник, Куница раза в два моложе, Лютобор - приличный гражданин, Куница -

Первым эпизодом стала ночная встреча с купцом, который знает Лютобора (поверхностно, впрочем; Лютобор его, такое ощущение, что вообще не помнит). Знает, собственно, с той стороны, что его, лютоборов в смысле, отец на княжеском суде за этого купца поручился. Кроме того, купец знает, что Лютобор в розыске, а за его голову назначена такая награда, за которую "отец сына родного продать может"(с). Однако купец обещает Лютобора не выдавать, а также накормить (напоить, спать уложить - я ж говорила, что это сказка


Комментарий номер раз.
Интересно то, что убиенного купца (это уже второй с начала фильма, опасная профессия, однако...) и его спутников нам показывают, начиная с их разговора о вере, из коего выясняется, что купец, вообще-то, христианин. Христианин, правда, довольно странного
Комментарий номер два.
На этом месте хорошо видно ещё один признак если и не хорошего, так хорошо сделанного фильма - внимание к мелким деталям. Убиенный купец и его спутники до встречи с Лютобором разбили вполне уютный лагерь и вовсю кашеварили, а кроме того, жарили на вертеле некоего зверя... Зверя и зверя, нормального такого, размером с собаку, чтобы на всех хватило. Вот только в какой-то момент у зверя обнаружился длинный лысый хвост, заставивший меня поперхнуться кофием и возопить в пространство:

Комментарий номер три. Ещё про детали.
Однозначно могу сказать, что тема "зверя" в человеческом облике в этом фильме будет обыгрываться долго и основательно, так что и Лютобор не зря костерит Куницу почем зря, обзывая "зверем" и "нелюдем", и Куница не просто так носит звериное прозвище

И чтобы народ не подумал, что он

и

Ну и в вопросе историзма данного кино этот момент ставит жирную точку, потому как я, конечно, не очень опытный биолог и на сто процентов не поручусь, однако всё же не знаю о существовании мутации, способной обеспечить подобный фенотипический признак целому племени

После первого эпизода события начинают разворачиваться быстро. Пока путешественники пробираются по лесу на тех самых лошадях, которых им обещал купец


Засим герои отправляются передохнуть и подлечиться, а я иду писать следующую серию.
Продолжение следует.